Заглавие статьиСОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ СИРОТ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА: ОПЫТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Автор(ы)Т. Г. БАХМАТОВА, Ю. А. ЧУСОВА
ИсточникСоциологические исследования,  № 6, Июнь  2015, C. 40-45
Рубрика
  • У нас в гостях социологи БГУЭП (Иркутск)
Место изданияМосква, Российская Федерация
Объем22.8 Kbytes
Количество слов2757
Постоянный адрес статьиhttp://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/44846318

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ СИРОТ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА: ОПЫТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Автор: Т. Г. БАХМАТОВА, Ю. А. ЧУСОВА

БАХМАТОВА Татьяна Георгиевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Байкальского государственного университета экономики и права (E-mail: bakhmat@mail.ru); ЧУСОВА Юлия Александровна -ассистент кафедры социологии и социальной работы того же университета (E-mail: Djuliya1@yandex.ru).

Аннотация. Рассматриваются причины и особенности социальной эксклюзии сирот в сфере занятости на основе глубинных интервью с выпускниками интернатных учреждений. Проанализированы объективные и субъективные причины, определены показатели (индикаторы) оценки трудовой эксклюзии/инклюзии сирот. Предложена методика определения уровня (типа) исключенности на основе сочетания индикаторов эксклюзии/инклюэии.

Ключевые слова: сироты * социальная эксклюзия/инклюзия * социальная успешность/неуспешность * рынок труда

Одной из наиболее актуальных проблем сиротства является полноправное включение сирот в социальную жизнь. В "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг." отмечается, что социальная исключенность детей-сирот является одной из основных проблем в сфере детства [Национальная стратегия..., 2012]. Число детей-сирот и риски социального сиротства остаются очень высокими. Не менее 2,5% от общего количества несовершеннолетних детей Иркутской области проживают в социально опасных условиях. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на начало 2012 г. составляло 21 728 человек или 4,2% от общей численности детского населения региона [Распоряжение Губернатора..., 2012].

Причины социальной эксклюзии сирот, социализировавшихся в условиях интернатных учреждений, связаны с различными видами депривации, высокой степенью регламентации жизни, отсутствием "свободных зон развития" ребенка, "личного взрослого" и недостатком контактов с социумом. Статус сироты ("чужой", "ничей") деформирует его взаимоотношения с обществом. Сирота становится пассивным объектом, принятие решений перекладывает на других, теряет контроль над своей жизнью. Отсутствие опыта самостоятельности приводит к тому, что ответственность за свою жизнь усваивается с трудом. Последствия институционального воспитания проявляются в течение всей жизни.

Одним из важных инструментов социальной инклюзии выпускников интернатных учреждений является трудовая занятость, позволяющая решить значительную часть проблем сирот [Нагимова, Сафиуллина, 2014]. Но занятость не всегда гарантирует успешную инклюзию. Нестабильная занятость является тем типом занятости, который характеризуется как "продвинутая маргинальность (advanced marginality)" [Wacquant, 1996]. Именно такая занятость в большей степени характерна для сирот.

Нестабильный характер занятости сирот детерминирован объективными и субъективными факторами, которые ослабляют их социальную защищенность. К объек-


Выполнено при финансовой поддержке государственного задания N 26.1348.2014/К (Проект N 1348).

стр. 40

тивным факторам относятся: ограниченный выбор профессий, отсутствие развитой инфраструктуры постинтернатной адаптации, ограниченная социальная сеть, предвзятое отношение к сиротам (стигматизация) и др. [Астоянц, 2007]. Выпускники интернатных учреждений пользуются многочисленными льготами при поступлении и во время пребывания в учебных заведениях, но далеко не все получают образование и устраиваются на работу. Право на высшее образование реализуют лишь 5%. Около 63% после девятого класса поступают в учебные заведения начального профессионального, 25 - 28% - среднего профессионального образования. Часть воспитанников-выпускников устраивается на работу без образования [Дети в трудной..., 2012]. Субъективные факторы эксклюзии определяются тем, что процесс усвоения социального опыта, приобщение к социальным связям у сирот имеет ряд особенностей: социальная некомпетентность, неуверенность в себе, пассивная позиция, низкая трудовая активность, перегруженность негативным опытом.

Занятость и эксклюзии сирот на рынке труда являются одними из наименее изученных. Особенно это касается сирот за пределами постинтернатного сопровождения (старше 23 лет). В имеющихся исследованиях трудовая эксклюзия рассматривается лишь как составная часть эксклюзии в целом, либо трудовая эксклюзия рассматривается без учета их особенностей: формы социальной эксклюзии [Сергиенко, 2003]; индикаторы социальной эксклюзии детей и молодежи [Астоянц, 2009], критерии измерения уровня социальной адаптированности инвалидов [Домбровская, 2012], критерии социально-экономической адаптированности детей-сирот [Фитерман, 2009], индекс социальной эксклюзии [Тихонова, 2003], детерминанты удовлетворенности работой [Анкудинов и др., 2013], индекс социальных типов работников [Татарова, Бессокирная, 2011] и др. Практически отсутствуют методики изучения эксклюзии сирот в сфере занятости, а предлагаемые показатели трудно измеримы на эмпирическом уровне, нередко имеют косвенное отношение к этой проблеме.

С целью обоснования показателей социальной инклюзии/эксклюзии сирот на рынке труда, отражающих особенности их трудовой адаптации, в 2013 г. было проведено исследование методом глубинного интервью. Один из основных принципов, по которому отбирались информанты, был принцип "saturation" (насыщения) [Bertaux, 1980: 283]: мы отбирали трудовые биографии, максимально отличающиеся друг от друга, и отбор информантов был закончен, когда информация начала повторяться. Было проведено 14 интервью с выпускниками интернатных учреждений в возрасте от 17 до 24 лет.

Исследование было направлено на получение ответов на следующие вопросы: с какими проявлениями исключенности сталкиваются сироты на рынке труда? Как оценивают свою успешность/неуспешность в сфере занятости? Какие факторы определяют их успешность/неуспешность на рынке труда?

Все полученные биографии мы условно разделили на две группы - "проблемные жизненные сценарии" и "благоприятные жизненные сценарии". "Проблемные сценарии" были поделены на три категории: "неопределенность", "неуспешность", "нарушение прав". В "проблемных сценариях" о занятости говорится в негативном аспекте, подчеркивается нежелание следовать социальным нормам, отмечаются девиантные черты и привычки. "Благоприятные сценарии" можно объединить в одну категорию - "выживание". Анализ этих сценариев показал, что в основе инклюзии лежат субъективные факторы (личностные качества сирот), в том числе проявление активности, усердие, трудолюбие. Важными объективными факторами, определившими успешную трудовую адаптацию, выступили образование и устройство на работу, наличие поддержки со стороны близких, социального окружения.

С помощью использования техники критических инцидентов Фланагана [Flanagan, 1954: 327] нами определены 3 уровня успешности/нвуспешности сирот согласно объективным и субъективным показателям трудовой интеграции.

1 уровень (высокий, успешный). Наличие работы. Доход не ниже прожиточного минимума, удовлетворенность работой, возможность её сменить. Наличие семьи. Отсутствие острых проблем с родственниками и в семье. Развитые сети поддержки,

стр. 41

контакты со специалистами, оказывающими поддержку и помощь. "Детский дом для меня - это мой дом, воспитателей так и зову "мама", всегда придут на помощь, поддерживаю с ними отношения. Когда у меня проблемы или плохо, звоню, пишу и знаю, что не откажут, и денег дадут, и словом поддержат, и, если надо, накормят, дадут переночевать" (Никита, 21 год). Полное обеспечение прав и законных интересов. Имеет достаточно осознанные представления о себе как участнике профессиональных отношений. Учится или имеет профессию, имеет профессиональные предпочтения и цели. "У меня все хорошо. Закончила техникум как все, но потом решила, что не хочу быть как все "наши". Пошла учиться в институт, познакомилась с хорошим парнем, вышла за него замуж. Сейчас у нас двое детей, работаю, все хорошо, обижаюсь, когда называют сиротой. Я сама себя делаю, не беру подачки, сама могу на все заработать. Стремлюсь сделать карьеру" (Яна, 22 года). Отсутствие сомнений в своей личной ценности, социальная активность, позитивное отношение к будущему. "Понял, что если самому не проявлять активность, то ничего и не будет. Работать пошел, поступил самостоятельно в ВУЗ, и семья есть. Не чувствую себя сиротой, я не сравниваю себя с другими, я как все. Поставил себе цель всего добиться своими усилиями" (Олег, 24 года). Достаточно осведомлен для самостоятельного устройства в жизни. Уверен в себе и своих силах, позитивно относится к себе. Развивает себя, имеет социально приемлемые интересы, умеет выстраивать личные отношения. Проявляет заботу об окружающих. Не эгоистичен. Отсутствует "моральное лицемерие". Имеет хорошо развитые социальные навыки, необходимые для жизнеустройства.

2 уровень (средний, допустимый). Работает, имеет заработок, но не удовлетворен работой. Доход недостаточен для удовлетворения жизненных потребностей, не учится, не может устроиться на хорошую работу, несмотря на поддержку специалистов, друзей. Есть доход, но не имеет постоянной работы (сдает квартиру, берет деньги в долг). "Пока стою "реализатором", беру товары оптом. Но ничего не продается. Еще пару месяцев вот так, и я нищий" (Петр, 22 года); "Основной работы нет, подрабатываю кем придется, на временных работах, кто попросит...жалеют иногда" (Кристина, 24 года). Семья отсутствует либо семейные отношения нестабильны. Есть относительно сложные проблемы в семье. Сети поддержки плотные. "Общаюсь с воспитателями детского дома, иногда по интернету, когда и по телефону. Иногда мне "мама" сама пишет, спрашивает, как у меня дела" (Саша, 19 лет). Недостаточно развиты контакты со специалистами, оказывающими ему поддержку и помощь. Формальное обеспечение гарантий, прав и законных интересов. Неустойчивая оценка себя, нестабильные отношения с окружением, лабильность эмоционального состояния. Недостаточно ресурсов для того, чтобы самостоятельно адаптироваться в жизни (снижение интеллекта, небольшие проблемы физического здоровья). Недостаточно прилагает усилий для самостоятельного устройства в жизни. Я многого не знаю, читать неохота, а то, что говорят воспитатели или кто другой, не слушаю, не верю я никому. Им все равно, что со мной будет, это пока я здесь, то помогают, а потом придется все самому. Живу, как самому хочется. Конечно, хотелось бы лучше..."(Витя, 20 лет). Недостаточно уверен в себе, своих силах, присутствует чувство одиночества, не совсем уверен в будущем. "Мне страшно как-то, боюсь, что останусь одна. В детском доме к любому могу обратиться, всегда помогут, что со мной будет? Не знаю, куда пойти учиться, как скажет директор" (Оксана, 17 лет). Не участвует в жизни общества, редко проявляет заботу об окружающих. Часто проявляется эгоизм. Нет долгосрочных жизненных планов. Социальные навыки имеются, но недостаточно хорошо сформированы: "Жизнь покажет, куда пойду работать. Сейчас даже и не знаю, не думал еще. Умею варить, стирать, убираться, знаю, куда можно обратиться за помощью. Конечно, хочется хорошо жить, чтобы все было как у других, семью завести, хорошо получать" (Саша, 18 лет).

3 уровень (низкий, глубокая эксклюзия). Не имеет работы и сам не хочет работать. Нет дохода, достаточного для удовлетворения жизненных потребностей. Жилья нет, либо в нем не проживает, либо в месте проживания устроен притон. "А зачем мне работать? Я живу со своей сестрой старшей, она много получает, всем хватает на

стр. 42

пропитание. Нас здесь живет 6 человек, все мы с одного детского дома. Кто что принесет, то и едим. Живем хорошо, никто не указывает, что делать" (Венера, 20 лет). Имеются большие проблемы во взаимоотношениях с близкими родственниками, не может наладить семейные отношения. Серьезны сомнения в своей личной ценности, неопределенность связей с друзьями и постоянная боязнь быть отвергнутым. Склонность избегать неопределенных ситуаций, чтобы не рисковать унижением, болезненная застенчивость в присутствии других людей. Чрезмерная мечтательность, неопределенность будущего. Мнительность, уверенность в том, что окружающие несправедливо с ним обращаются: "Да кому я нужен, как узнают, что я сирота, начинают относиться плохо, мол, ничего делать не умеет, что могу своровать и т.п. Постоянное недоверие, иногда жалеть начинают, хуже некуда. Не верю в будущее, катится все по наклонной" (Василий, 24 года). Семьи нет, проживает с временными партнерами. Сеть поддержки отсутствует, либо в сети присутствуют асоциальные элементы. Не сохраняет и не поддерживает социальные контакты. Контакты со специалистами, оказывающими ему поддержку и помощь, отсутствуют. 'Ко мне плохо относились в детском доме, всегда обзывали, воспитатели надсмехались над моей внешностью. У меня не было человека, к которому я мог обратиться, поговорить. Привык уже так жить, ни с кем из них не общаюсь" (Женя, 20 лет). Не реализованы гарантии, права. Чувство дезорганизованности, ощущение "неприступной стены", неприспособленности, неудачливости. Не имеет достаточного основания, чтобы самостоятельно адаптироваться в жизни (умственная отсталость, проблемы физического здоровья, социальная психопатия). Практически не имеет представлений, достаточных для самостоятельного устройства в жизни. Не чувствует себя таким, как все. Страх перед будущим, одиночество, отчужденность: "Я сам понимаю, что качусь куда-то в пропасть. Кому я нужен? Все каждый сам за себя. Надеяться уже не на чго" (Сергей, 21 год). "Досталась комната от родителей с долгом большим, на работу пока не устроился, платить нечем. Юристы ЖКХ постоянно напрягают, говорят, что заберут комнату или гасить долг. Куда бы не обращался, нигде меня не берут, я бросил техникум, куда меня устроили после детского дома. Такое ощущение, что выбраться нельзя" (Игорь, 23 года). Неадекватная самооценка. Может получить профессию, но не хочет работать. "Стою в Центре занятости, уже много раз предлагали работу, но меня не устраивает, потому что зарплата маленькая. Как я могу прожить на 6000 рублей, у меня двое детей, одного забрали в дом ребенка. Чтобы его не забрали, мою там полы. В кафешках подрабатываю или иногда ... ну сами понимаете, чем подрабатываю" (Ольга, 22 года). Не проявляет заботу об окружающих, эгоцентричен. Не умеет планировать личное время. Имеет социально неприемлемые формы поведения. Некоторые имеют судимость. Мечтает, ни к чему не стремится, позиция "сироты", наличие "морального лицемерия". "А у меня все будет. Да я много могу, проживу. А так, государство меня должно обеспечивать" (Артем, 18 лет). У сирот в этой группе выявлено ощущение безысходности, чувство, что "выбраться" из этого состояния уже невозможно.

На основе анализа были сформулированы показатели оценки трудовой инклюзии/эксклюзии: образование; включенность в трудовые отношения; вид трудовой занятости; социальные гарантии занятости; среднедушевой доход; задолженность по обязательным платежам; трудовые навыки; социально-трудовая активность; успешность социально-трудовой активности; социальное окружение, социальные связи. Интегральной характеристикой успешности (инклюзии) сироты на рынке труда выступает его экономическая и социально-психологическая защищенность, проявлениями которой являются комфортность трудовых отношений, стабильность занятости, реализация базовых социальных потребностей личности.

Различные сочетания индикаторов эксклюзии/инклюзии по выделенным группам показателей отражают различные типы (уровни) исключенное™.

1 тип - инклюзия. Высшее, незаконченное высшее, среднее профессиональное образование. Полная или частичная занятость. Наличие социальных гарантий занятости, официальное трудоустройство. Высокий и средний уровень дохода. Нет задолженности или небольшая (эпизодическая). Наличие умений и навыков организации своей

стр. 43

деятельности. Трудолюбие, проявление трудовой активности. Самостоятельность, устойчивая мотивация, социальная мобильность, стремление к повышению своего социального статуса. Наличие профессионального роста на работе, награды, участие в конкурсах и др. Высокий уровень адаптивности к трудовому коллективу, трудовой деятельности, социальным нормам, чувство комфорта и удовлетворенности. Наличие социального окружения, активность в установлении новых социальных связей.

2 тип - средний уровень эксклюзии. Незаконченное профессиональное образование. Сезонная, эпизодическая занятость. "Теневая" занятость, отсутствие социальных гарантий. Доход ниже или на уровне прожиточного минимума, меньше половины среднего в данном регионе. Высокий уровень задолженности. Некомпетентность, недостаточный социальный опыт в организации быта. Трудовая пассивность, отсутствие трудовой мотивации. Постоянное пребывание в роли рядового члена без каких-либо обязанностей и ролей, нет стремления к повышению своего статуса. Ограниченная социальная сеть, не проявляет активность в установлении новых социальных связей. Нарушение общественных норм, дискомфорт, неудовлетворенность.

3 тип - высокий уровень эксклюзии (глубокая эксклюзия). Незаконченное профессиональное, неполное среднее образование. Отсутствие работы (безработица) в течение более одного года. Отсутствие доходов, средств существования. Случайные заработки. Хроническая задолженность, уклонение от выплаты задолженности, судебные обязательства. Отсутствие элементарных навыков в организации быта, неспособность планировать и распределять свой бюджет. Иждивенческая позиция. Устраивает статус "сирота", "ничей". Отсутствие социальных связей, одиночество. Социальная неприспособленность. Отторжение общепринятых норм, аморальность, деликвентное поведение.

Разведывательное количественное исследование на основе представленной методики выявило значительные масштабы эксклюзии на рынке труда: не менее 2/3 сирот попадало в ситуации социальной эксклюзии (временная незанятость, низкий уровень доходов, нарушение трудовых прав и др.), в т.ч. около 60% находилось в состоянии глубокой социальной эксклюзии (отсутствие образования, безработица, случайные заработки, отсутствие доходов, различные задолженности и др.). К социальной эксклюзии ведет, как правило, сочетание нескольких факторов, длящееся во времени. Речь идет при этом не просто о длительности ограничений как важнейшем сущностном признаке эксклюзии, но об эффекте накопления во времени результатов воздействия факторов риска. Таким образом, выпускники интернатных учреждений являются одной из самых уязвимых групп населения на рынке труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анкудинов А. Б., Беляева М. Н., Лебедев О. В. Удовлетворенность работой и ее детерминанты: результаты статистического моделирования на панельных данных // Социологические исследования. 2013. N 11. С. 75 - 83.

Астоянц М. С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии: социокультурная интерпретация: дисс. ... докт. социологических наук. Ростов-на-Дону, 2007.

Астоянц М. С., Россихина И. Г. Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. N 12. С. 51 - 58.

Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот/Доклад Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Москва, 2012. URL: htpp://www.fond-detyam.ru// (дата обращения: 26.02.2014).

Домбровская А. Ю. Методика измерения влияния дискурса инвалидности на социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Института социологии. 2012. N 4. С. 415 - 423.

Кундоэерова Л. И. Трудовая подготовка детей-сирот - фактор становления будущего профессионала. URL: http://www-old.informika.ru/text/magaz/pedagog/pedagog_7/a19.html (дата обращения: 26.02.2014).

Нагимова А. М., Сафиуллина Ф. Р. Совмещение обучения в вузе и трудовой занятости // Социологические исследования. 2014. N 4. С. 121 - 124.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг. URL: http://xn-c1ackabuhcbecyrh.xn-p1ai/normative (дата обращения: 07.03.2014).

стр. 44

Распоряжение Губернатора Иркутской области от 25 декабря 2012 г. N 163-Р "О Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг. в Иркутской области". URL: http://base.garant.ru/34743327 (дата обращения: 28.02.2014).

Сергиенко А. М. Экономическое поведение населения и социальные эксклюзии на сельском рынке труда // Региональные проблемы социально-экономического развития АПК: Труды седьмой междунар. науч. -практ. конф. НАЭКОР (21 - 22 мая 2003 г.). Барнаул, 2003. Вып. 7. Т. 2. Ч. 2. С. 158 - 169.

Татарова Г. Г., Бессокирная Г. П. Типологический анализ для реконструкции социальных типов работников (концептуальное и эмпирическое обоснование) // Социологические исследования. 2011. N 7. С. 3 - 15.

Тихонова Н. Е. Феномен городской бедности в современной России. М.: Летний сад, 2003.

Фитерман Р. А. Критерии социально-экономической адаптированности детей-сирот // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия "Педагогические науки". 2009. N 9 (43). С. 82 - 85.

Bertaux D. Note on the Use of the Life-History Approach to study a Whole sector of Production: The Artisanal Bakery in France // Matthes J., Pfeifenberger A., Stosberg M. Hrsg.: Biographie in handlungswissenschaftlicher Perspektive. Nurnberg, 1980. P. 283 - 286.

Flanagan J. The Critical Incident Technique // Psychological Bulletin. July 1954. Vol. 54. N 4. URL: // https://www.apa.org/pubs/databases/psycinfo/cit-article.pdf (дата обращения: 28.02. 2014).

Wacquant L. The Rise of Advanced Marginality: Notes on its Nature and Implications // Acta Sociologica. April 1996. Vol. 39. N 2. URL:/ http://asj.sagepub.eom/content/39/2/121.refs (дата обращения: 7.03.2014).

стр. 45

постоянный адрес статьи: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/44846318

©2015  East View Information Services, Inc | Условия использования